[Лат. Lucius] († 5.03. 254), св. (пам. зап. 5 марта), еп. (папа) Римский (c июня или июля 253). О происхождении Л. достоверных сведений нет. Согласно Liber Pontificalis, он был сыном римлянина Порфирия (в одной рукописи его отцом назван некий Луцин из Лукки). Л. был избран на епископскую кафедру Рима после кончины еп. (папы) св. Корнелия, высланного из столицы при имп. Требониане Галле (251-253). Согласно Евсевию Кесарийскому, Л. занимал кафедру немногим менее 8 месяцев (Euseb. Hist. eccl. VII 2). В Каталоге Либерия (сер. IV в.) продолжительность его понтификата указана неверно (3 года, 8 месяцев и 10 дней); в 1-й редакции Liber Pontificalis сообщалось, что Л. был епископом Рима 3 года, 3 месяца и 3 дня или 3 года, 8 месяцев и 10 дней. Вскоре после избрания Л. был выслан из Рима, как и его предшественник, но изгнание продлилось недолго. Об этом упоминается в послании сщмч. Киприана, еп. Карфагенского, который поздравил Л. одновременно с избранием на кафедру и с возвращением из ссылки (Cypr. Carth. Ep. 61). Возможно, возвращение Л. было связано со свержением и с гибелью Требониана Галла (лето 253) и с приходом к власти имп. Валериана осенью 253 г. (о датировке этих событий см.: The Letters of St. Cyprian of Carthage / Transl. G. W. Clarke. N. Y., 1986. Vol. 3. P. 15-16, 29, 272-273).
По словам Киприана Карфагенского, Л. стал не только епископом, но и исповедником (confessor), уподобившись Вавилонским отрокам. Бог защитил его от гонителей, чтобы он укреплял христиан в последние времена перед лицом грядущего антихриста. Возвращение Л. из ссылки сщмч. Киприан считал провозвестием Второго пришествия Христа, к-рое, по его мнению, вскоре должно было состояться (Cypr. Carth. Ep. 61). Как и его предшественник Корнелий, Л. противостоял схизме Новациана и настаивал на том, что «отпавших» христиан, которые совершили покаяние (пенитенцию), следовало принимать в Церковь (Ibid. 68. 5. 1).
В рим. календаре «Depositio episcoporum», включенном в Хронографию 354 г., указано, что Л. был похоронен в катакомбах Каллиста. Киприан Карфагенский называл Л. и его предшественника еп. Корнелия, претерпевших изгнание, мучениками (beati martyres). По-видимому, на основе этих слов сложилось мнение, что Л. принял мученическую смерть, хотя свт. Дионисий Великий, еп. Александрии, утверждал, что имп. Валериан в начале своего правления доброжелательно относился к христианам (Euseb. Hist. eccl. VII 10. 3). Предание о гибели Л. получило отражение в более поздней папской историографии. Согласно Liber Pontificalis, император велел отрубить епископу голову. По дороге на казнь Л. поручил управлять Церковью архидиак. Стефану (впосл. Стефан I, еп. (папа) Римский; скорее всего этот мотив восходит к агиографической легенде о сщмч. Лаврентии). Епископ был казнен 4 или 5 марта, но похоронен лишь 25 авг. В Liber Pontificalis также сообщается о распоряжении Л., чтобы Римского епископа всегда сопровождали 2 пресвитера и 3 диакона, и о том, что он рукоположил 4 пресвитеров, 4 диаконов и 7 епископов. По-видимому, эта информация недостоверна. Из Liber Pontificalis данные о мученичестве Л. были заимствованы архиеп. Адоном Вьеннским, к-рый поместил краткое сказание о святом под 4 марта, и Флодоардом Реймсским (PL. 135. Col. 671-673). Во 2-й пол. XI в. агиограф, поэт и проповедник Гвайферий из Монте-Кассино составил пространное Житие Л. Основные сведения о святом он заимствовал из Liber Pontificalis, добавив к ним вымышленные подробности; окончание Жития не сохранилось (BHL, N 5022; изд.: Limone. 1983. P. 116-130).
Судя по всему, поминовение Л. было указано в Иеронимовом мартирологе под 4 марта (в рукописях имеются искажения). В мартирологе Лионского анонима (нач. IX в.) под этим днем значится память «папы Луция, которому отрубил голову Валериан»; более подробные сведения приведены в мартирологе Флора Лионского и в др. «исторических» мартирологах эпохи Каролингов. Из них память святого была перенесена в Римский Мартиролог (XVI в.). В его действующей редакции поминовение Л. как папы Римского и исповедника указано под 5 марта.
Гробница Л. находилась в папской усыпальнице в катакомбах Каллиста. При раскопках был обнаружен фрагмент плиты, закрывавшей погребальную нишу, с его именем (LOUKIS - ICUR. N. S. T. 4. N 10645). Л. упоминается в перечне Римских епископов, похороненных в катакомбах Каллиста, к-рый содержится в Малмсберийском итинерарии (VII в.). Мощи Л. названы среди святынь, к-рые папа Адриан I (772-795) перенес в церковь пригородного поместья «domusculta Capracorum» (близ совр. Формелло) (LP. T. 1. P. 506-507). Впосл. папа Пасхалий I (817-824) перенес мощи Л. в построенную им базилику св. Цецилии (Санта-Чечилия-ин-Трастевере). Из жизнеописания Пасхалия I в Liber Pontificalis, в котором сообщается об этом событии, неясно, где мощи святого покоились ранее - в катакомбах или в «domusculta Capracorum» (LP. T. 2. P. 56; подробнее см.: Goodson. 2007; Hartmann. 2007). По-видимому, часть мощей Л. находилась среди многочисленных реликвий, которые понтифик поместил в ц. св. Пракседы (Санта-Прасседе); имя Л. приведено в перечне святых, чьи мощи покоились в этом храме (Goodson. 2010. P. 327-333). В окт. 1599 г. по инициативе кард. Паоло Эмилио Сфондрати были освидетельствованы мощи, находившиеся под главным алтарем ц. св. Цецилии. В одном из обнаруженных мраморных саркофагов почивали останки Л. и св. Урбана I, еп. (папы) Римского. После освидетельствования их вернули на прежнее место (см.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 302; Lirosi. 2010).
Особое почитание Л. сложилось в Дании. Именем святого был назван кафедральный собор в Роскилле (столица Датского королевства до 1443), где хранилась одна из важнейших дат. святынь - глава Л., по преданию перенесенная из Рима, о чем сообщается в богослужебных текстах из печатных литургических книг XV-XVI вв. (изд.: Scriptores. 1774). После строительства собора в Роскилле 2 каноника отправились к папе Римскому, чтобы тот выделил им реликвии для нового храма. Понтифик разрешил им взять любую святыню; явившийся одному из каноников Л. сообщил, что Бог поручил ему заботиться о жителях Роскилле и всей Зеландии. По его указанию каноники пришли в ц. св. Цецилии и унесли оттуда череп святого. На обратном пути судно, на котором плыли каноники, попало в бурю, вызванную морским демоном. По молитве путешественников Л. низверг его в преисподнюю. Из более позднего дат. фольклора известно предание о тролле, к-рый обитал в заливе Исе-фьорд и угрожал проплывавшим кораблям, требуя человеческих жертв. Когда священник вылил в море воду, к-рой был омыт череп святого, тролль исчез и более не появлялся. В литургических чтениях не сообщается о времени и об обстоятельствах перенесения мощей Л. Собор в Роскилле, посвященный Св. Троице, был построен во 2-й пол. XI в. Мон. Эльнот из Кентербери в соч. «Деяния короля Свена-Магнуса и его сыновей» (1-я четв. XII в.), повествуя о погребении кор. Свена II Эстридсена (1047-1076), упоминал, что собор был освящен во имя Св. Троицы и Л. (Vitae Sanctorum Danorum / Ed. M. Cl. Gertz. København, 1908/1912. P. 89, 238, 240). Изображение Л. сохранилось на печати соборного капитула Роскилле, к-рая датируется сер. XII в. По одной из версий, святыня была доставлена в Данию в 80-х гг. XI в.; по др. версии, это произошло в нач. XII в. (см.: Ciardi. 2010. P. 58-59). В средние века поминовение Л. 4 марта совершалось во всех епископствах Дании, а в Роскилле праздновалась также память перенесения мощей (25 авг.). После Реформации почитание святых в Дании прекратилось, однако глава Л. была сохранена; с 1908 г. она находится в католич. соборе св. Ансгара в Копенгагене. В 2014 г. было проведено исследование реликвии, которое показало, что череп скорее всего принадлежал пожилому человеку, жившему между 330 и 430 гг.
В Лжеисидоровы декреталии включено подложное послание Л. епископам Запада, посвященное процедуре суда над епископами и др. вопросам. Самое раннее изображение святого (V в.?) сохранилось среди фресковых папских портретов в рим. базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, уцелевших после пожара 1823 г.